Проекты по воссозданию малой авиации в России

Госкорпорация  «Ростех» намерена развернуть серийное производство нового самолета сельскохозяйственного назначения Т-500, а фирма «Техноавиа» предлагает строить легкие многоцелевые самолеты марки СМ-12 и СМ-15 и создавать цепочку «производитель + авиакомпании»

Самолет Т-500

В начале марта нынешнего года руководство холдинга «РТ-Химкомпозит», который входит в состав госкорпорации «Ростех», заявило, что в 2018 г. изготовит 30 самолетов Т-500 для авиахимработ «в рамках стратегии по увеличению объема гражданской продукции».

Предполагается, что в 2018 г. машина Т-500 получит сертификат типа и станет «первым в России сертифицированным специализированным воздушным судном аграрного назначения». Также одна из модификаций Т-500 будет предназначена для проведения работ в лесном хозяйстве.

Самолет авиации общего назначения (АОН) Т-500 официально называется «Полевой авиационный комплекс сельского хозяйства». В 2016 г. фирма «МВЕН» из Татарии и Государственный научный центр «ОНПП «Технология» им. А.Г.Ромашина (входит в холдинг «РТ-Химкомпозит») из Калуги подписали соглашение о сотрудничестве в развитии проекта специализированного самолета МВ-500, который получил новое обозначение Т-500. Первые опытные машины МВ-500 строились с использованием оборудования фирмы «МВЕН». В частности, для изготовления безподкосного цельнокомпозитного крыла длиной 12,4 м на фирме «МВЕН» спроектировали и изготовили специальную длинную печь для полимеризации. Подключение ОНПП «Технология» к проекту позволило задействовать современное технологическое оборудование крупнейшего в России предприятия по производству изделий из композиционных материалов. Сейчас на производственных площадях «Технологии» изготавливаются планер самолета Т-500 и остекление кабины пилотов.

Необходимо сказать, что фирма «МВЕН» впервые поставила на крыло легкий специализированный самолет МВ-500 в октябре 2014 г. на аэродроме под Казанью. Машина МВ-500 – это дальнейшее развитие специализированного сельскохозяйственного самолета МВЕН-2 «Фермер», который впервые поднялся в небо в 2004 г.

Доработанная машина Т-500 (МВ-500)  построена с применением полимерных композиционных материалов (ПКМ), она может влетать и садиться, как с взлетно-посадочных полос с твердым покрытием, так и с грунтовых полос. Самолет оснащен американским поршневым двигателем Лайкоминг 0-540-В4В5-235. Максимальный взлетный вес самолета – 1475 кг, вес пустой машины составляет 756 кг, объем бака для химических смесей – 500 кг.

Усовершенствованный самолет Т-500 принял участие в летной программе МАКС-2017. Во время авиасалона 2017 г. Авиарегистр России и фирма «МВЕН» подписали соглашение о сотрудничестве в работах по сертификации специализированного воздушного судна для проведения авиахимработ Т-500. Стороны договорились о выполнении всего объема сертификационных работ до конца 2017 г.

Индустриальный директор кластера «Вооружение» госкорпорации «Ростех» Сергей Абрамов заявил на МАКС-2017., что «проведенное маркетинговое исследование подтверждает высокий спрос на данный тип воздушного судна не только в России, но и за рубежом». Он сообщил, что после прохождения сертификации  планируется приступить к серийному производству Т-500 и в перспективе выйти на объем производства в 60 воздушных судов в год.

Следует сказать, что за прошедшие 25 лет в России предпринимались попытки создать легкие самолеты сельскохозяйственного назначения, а также для выполнения авиационно-технических работ в лесном хозяйстве во всех зонах России и за рубежом, но все проекты были «заморожены». В частности, это проекты по самолету М-500 разработки ЭМЗ им. В.М.Мясищева, по машине Су-38Л разработки ОКБ им. П.О.Сухого и др.

Самолеты АОН НКФ «Техноавиа» для российской глубинки

Главный конструктор и директор Научно-коммерческой фирмы (НКФ) «Техноавиа» Вячеслав Кондратьев (1951 г. р.) предложил создать зональную авиатранспортную систему в России, в которой были бы задействованы различные модификации легких многоцелевых самолетов моделей СМ-12 и СМ-15.

Машина СМ-15 – это усовершенствованный вариант сертифицированного и серийно выпускаемого однодвигательного турбовинтового самолета СМ-92Т «Турбофинист», неоднократно демонстрировавшегося на авиасалонах в Жуковском.

Самолет СМ-12 – это самолет, созданный на базе двухдвигательной турбовинтовой машины «Рысачок». Этот проект был «заморожен» в 2016 г. на стадии сертификационных испытаний из-за отсутствия средств, причем в проекте были задействованы госсредства. Самолет «Рысачок» демонстрировался на МАКС-2011.

Фирма «Техноавиа» готова взять на себя при наличии господдержки серийное производство машин СМ-12 и СМ-15, техническое сопровождение их в эксплуатации, создание авиакомпаний в глубокой провинции и даже создание структур по подготовке пилотов для авиации общего назначения.

Стоит добавить, что даже в «тучные годы», когда стоимость барреля нефти на мировом рынке превышала 100 долларов, у правительства России не было большого желания развивать малую авиацию. Госчиновники старались заключать контракты на поставку авиатехники зарубежного производства. Так в России появились в эксплуатации в авиакомпаниях «Аврора», «ЧукотАвиа», «Полярные авиалинии» и др. иномарки: самолеты DHC-6 «Твин Оттер», Цессна-208 «Гранд Караван», РС-6 «Турбо Портер» и др. Даже в прошедшие «тучные годы» услугами гражданской авиации постоянно пользовалось только около 25% населения России. Это наглядный показатель уровня жизни населения страны, ее большей части.

Юрий Пономарев

На снимке: самолет Т-500 (МВ-500)

Фото фирмы МВЕН