Противостояние АР МАК и АР Росавиации

Параллельно с Авиарегистром Межгосударственного авиационного комитета (МАК) функционирует Авиарегистр Росавиации

В конце ноября 2015 г. премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление № 1283 о передаче функций МАК по сертификации авиатехники, ее разработчиков и изготовителей Минтрансу, Минпромторговли и Росавиации. Новая структура Авиарегистр Росавиации получила право на сертификацию авиатехники гражданского назначения. В соответствии с постановлением правительства № 1283, с этого момента выдаваемые МАК новые сертификаты не стали иметь юридической силы в России.

В Росавиации заявляют, что сейчас МАК имеет право вести работу только по заявкам на сертификацию, поступившим до перераспределения полномочий, т.е. до декабря 2015 г. Одним из первых крупных летательных аппаратов, который был сертифицирован Авиарегистром Росавиации, стала грузовая версия вертолета средней грузоподъемности Ми-38. Сертификат на типовую конструкцию среднего транспортного вертолета Ми-38 был выдан Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) 30 декабря 2015 г.

Эксперты связывают появление постановления № 1283 с конфликтом, который произошел при остановке деятельности авиакомпании «Трансаэро» конце октября 2015 г. решением руководства Росавиации и одновременным решением Авиарегистра (АР) МАК приостановить деятельность сертификата на самолеты семейства «Боинг-737». Стоит напомнить, что руководителем МАК является Татьяна Анодина. Она же мать совладельца авиакомпании «Трансаэро» Александра Плешакова.

Прошло более двух лет, но по-прежнему происходят конфликты двух Авиарегистров, причем пострадавшей стороной являются предприятия отечественной авиапромышленности и структуры, занимающиеся продажей гражданской авиатехники.

В «старом» Авиарегистре не перестают заявлять, что любые изменения или дополнения в сертификат типа, выданный АР МАК, могут быть внесены только органом, выпустившим его,– АР МАК.

Например, Авиационный регистр (АР) МАК сертифицировал американский вертолет средней грузоподъемности Сикорский S-92A и его модификации. Документ был выдан 30 марта 2017 г. Авиарегистр Росавиации аннулировал этот документ.

В 2016 г. АР МАК аннулировал сертификат на вертолет средней грузоподъемности Ми-171. В конце сентября того же года Авиарегистр Росавиации восстановил аннулированный МАК сертификат на машину Ми-171 и его модификации. В Росавиации пояснили, что это решение «должно предотвратить возможный срыв поставок Ми-171 за рубеж, вызвать который могло нежелание ряда иностранных государств валидировать более новый сертификат Авиарегистра МАК».

В мае 2016 г Администрация гражданской авиации Китая (CAAC) приостановила сертификацию SSJ-100 в связи с изменениями в системе сертификации в России. Перераспределение функций оказалось настоящим «подарком» зарубежным структурам, которые при наличии соглашений в области летной годности, заключенных с МАК, начали «вставлять палки в колеса» заключению контрактов на поставку российской гражданской авиатехники за рубеж.

В течение более трех лет АР МАК вел работу по сертификации самолета МС-21 и валидацию турбореактивного двигателя PW1431G-JM американской компании «Пратт-Уитни», который сейчас установлен на авиалайнере МС-21.

Росавиации в срочном порядке пришлось договариваться с китайскими авиационными властями о продолжении валидации для получения экспортных сертификатов на самолет «Сухой Суперджет-100» (SSJ-100), иначе об экспорте машин SSJ-100 в КНР пришлось бы на многие годы забыть.

Корпорации «Иркут», чтобы продолжать процесс сертификации перспективного авиалайнера МС-21-300, пришлось подавать «новую» заявку на получение сертификата в Авиарегистр Росавиации и на валидацию двигателя PW1431G-JM. АР МАК. «Новому» Авиарегистру пришлось вести по этому поводу длительные переговоры с АР МАК.

В Росавиации подтвердили, что сейчас экспортные сертификаты выдает Минпромторговли России, и что при этом в работах по-прежнему, хотя и в меньших объемах задействован АР МАК.

Можно с большой долей уверенности предполагать, что «двоевластие» будет продолжаться до тех пор, пока новая структура не проведет полную «инвентаризацию» выданных ранее сертификатов, а на это уйдет много лет.

 

Юрий Пономарев