Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В середине февраля 2018 г. во время Российского инвестиционного форума в Сочи было подписано многостороннее соглашение о выпуске легких многоцелевых самолетов ТВС-2ДТС
Соглашение в Сочи подписали представители Минпромторговли и Минтранса России, республик Бурятия и Саха, а также холдинга «Вертолеты России». Согласно соглашению, серийное производство легкого многоцелевого самолета ТВС-2ДТС будет развернуто на Улан-Удэнском авиационном заводе (У-УАЗ), входящем в холдинг «Вертолеты России» в 2021 г. По заявлению пресс-службы холдинга, в настоящее время на предприятии уже началась подготовка производства к выпуску самолета авиации общего назначения ТВС-2ДТС
Проект по самолету ТВС-2ДТС
Цельнокомпозитный биплан ТВС-2ДТС, создан специалистами Сибирского НИИ авиации (СибНИА) им. С.А.Чаплыгина (входит в состав Национального исследовательского центра (НИЦ) «Институт им. Н.Е. Жуковского»).
Впервые машина совершила первый полет 10 июля 2017 г. Самолет ТВС-2ДТС – это не совсем легендарная «Аннушка» (Ан-2). Это самолет другого класса. По оценки специалистов СибНИА, цельнокомпозитный ТВС-2ДТС на 25-30% более экономичная машина, чем Ан-2. ТВС-2ДТС может перевезти грузов на 20% больше по массе, чем Ан-2, и с большей скоростью. Дальность полета ТВС-2ДТС с полной нагрузкой (3,5 т) составляет 1,2 тыс км, приблизительно в четыре раза больше, чем у ветерана Ан-2. Крейсерская скорость полета – 350 км/ч.
Следует сказать, что на биплане ТВС-2ДТС устанавливается турбовинтовой двигатель Honeywell TPE331-12 американской компании «Хоунивэлл Аэроспейс» (Honeywell Aerospace) мощностью 1100 л.с. с пятилопастным флюгерно-реверсивным воздушным винтом «Хартзел Пропеллер» (Hartzell Propeller) из США и новый комплекс авионики.
По утверждению разработчиков машины, в конструкции усовершенствованного ТВС-2ДТС реализованы передовые технологии современного авиастроения. Панели, лонжероны и нервюры крыла бипланной схемы изготовлены из композиционного материала – углепластика. Из углепластика сделан и фюзеляж самолета. В изготовлении крупногабаритной выклеечной оснастки для углепластиковых деталей самолета СибНИА помог Новосибирский авиазавод им. В.П.Чкалова. Разработка шла поэтапно. На одном из этапов у самолета ТВС-2ДТС оставалось хвостовое оперение из металла, но и оно впоследствии было заменено на композитное.
Разработка и постройка опытного образца самолета для местных воздушных линий на замену самолету Ан-2 ведется коллективом СибНИА около четырех лет по программе развития малой авиации, которую разработало Минпромторговли России. Этот проект вошел, как составная часть, в государственную программу «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы», утвержденной правительством. Правительственное распоряжение № 1395-р, посвященное программе по авиации, было опубликовано 28 июля 2014 г.
Однако еще в декабре 2013 г. руководитель Минпромторговли Денис Мантуров заявил, что конкурс на выполнение НИОКР на разработку перспективного семейства легкомоторных самолетов для малой авиации проведен. Им стал СибНИА, но тогда Денис Валентинович не назвал победителя конкурса. О победителе узнали через пару месяцев уже весной 2014 г. Институт получил право на выполнение научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Сейчас машина ТВС-2ДТС продолжает проходить летные испытания. Необходимо отметить, что самолету ТВС-2ДТС еще предстоит пройти сертификацию
Новый вертолетный проект на У-УАЗ
В течение многих лет авиазавод в столице Бурятии специализировался на производстве вертолетов Ми-8АМТ (Ми-171) и Ми-8АМТШ (Ми-171Ш). Значительная часть этих вертолетов изготавливалась и продолжает строиться в рамках гособоронзаказа.
В 2015 г. предприятие вышло на уровень производства около 110 вертолетов средней грузоподъемности марки «Ми» гражданского и военного назначения. В 2016 г. построили около 60 вертолетов марки «Ми». По неофициальной информации, в 2017 г. на заводе изготовили около 30 вертолетов семейства Ми-8/17/171 в рамках гособоронзаказа.
Также в 2017 г. У-УАЗ передал партию из трех новых вертолетов Ми-8АМТ в медицинском исполнении для авиакомпании «СКОЛ» в рамках реализации контракта с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК). В 2016 г. У-УАЗ получил заказ от ГТЛК на 13 вертолетов модели Ми-8АМТ и 10 Ми-8МТВ-1 со сроком исполнения в 2017 г. Шесть новых вертолетов Ми-8АМТ, построенных в Улан-Удэ, получила российская авиакомпания «ЮТэйр». На авиазаводе в Бурятии для Таиланда была построена небольшая партия военно-транспортных вертолетов Ми-17В5. В прошлом году на У-УАЗ была построена небольшая партия первых серийных усовершенствованных вертолетов Ми-171А2. Машина Ми-171А2 в перспективе должна прийти на замену вертолетам семейства Ми-8/Ми-17. Суммарно авиазавод построил в 2017 г. около 60 вертолетов. Предприятие сейчас недозагружено. Также необходимо учесть, что в ближайшие годы объемы госборонзаказа по вертолетам средней грузоподъемности семейства «Ми» будут планомерно снижаться.
Руководством холдинга «Вертолеты России» принято решение, что У-УАЗ будет работать по кооперации с Кумертауским авиационным предприятием (КумАПП) в рамках проекта по строительству большой партии легких многоцелевых вертолетов Ка-226Т для Индии.
У-УАЗ возьмет на себя производство и поставку технологических комплектов для лицензионной сборки винтокрылых машин Ка-226Т на совместном предприятии в Индии, организацию гарантийного обслуживания вертолетов, обучение индийского летно-технического персонала в учебном авиационном центре в Улан-Удэ, а также содействие в подготовке производства комплектующих для Ка-226Т в Индии.
Юрий Пономарев
Снимок СибНИА