Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В прошедшем 2017 г. суммарный выпуск военных самолетов в России составил немногим более 90 штук
Тяжелые военные самолеты
Впервые за многие годы в России были достроены в 2017 г. тяжелые военные самолеты. Первый из них – опытный образец модернизированного топливозаправщика – машина Ил-78М-90А (бортовой № 201). Выкатка нового самолета из цеха окончательной сборки Ульяновского авиазавода «Авиастар» состоялась 29 ноября прошлого года. Первый раз в воздух усовершенствованную модификацию топливозаправщика подняли 25 января 2018 г. Машина строилась на «Авиастаре» более трех лет.
Самолет создан на базе машины Ил-76МД-90А. Сроки создания Ил-78М-90А были сдвинуты, так как требования к новому топливозаправщику изменялись в ходе реализации проекта. Окончательное решение было таково: построить конвертируемый вариант, то есть самолет может быть как топливозаправщиком, так и обычным военно-транспортным самолетом. Ранее намечалось, что машина Ил-78М-90А будет только топливозаправщиком.
Машина Ил-78М-90А станет основным отечественным топливозаправщиком, приспособленным для дозаправки в воздухе. Одновременно самолет сможет заправить в воздухе два самолета фронтовой авиации (истребители Су-27 и МиГ-29). Для выполнения этой операции будут использоваться агрегаты, установленные на крыле. С хвостовой части фюзеляжа смогут заправляться самолеты дальней и специальной авиации. На земле Ил-78М-90А сможет обеспечить топливом до четырех воздушных судов одновременно.
Вторая машина – усовершенствованная модификация сверхзвукового стратегического бомбардировщика Ту-160. Торжественная церемония выкатки самолета состоялась 17 ноября 2018 г. на Казанском авиазаводе (КАЗ) им. С.П.Горбунова. В период подготовки к первому полету машина была «переквалифицирована» из варианта Ту-160М2 в модификацию Ту-160М. Первый полет модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М состоялся в середине января 2018 г.
Машина была построена на основе недостроенного планера серийного самолета (№ 0804), оставшегося на авиазаводе с 1990-х годов. В дальнейшем выяснилось, согласно официальным заявлениям, что только в 2021 г. должна быть построена машина Ту-160М2 полностью новой постройки с обновленным составом бортового оборудования. Параллельно с работами по возобновлению серийного производства самолета Ту-160 на Казанском авиазаводе проводится реконструкция предприятия, начался процесс обновления станочного парка.
25 января 2017 г. во время посещения президентом Владимиром Путиным КАЗ Минобороны России и ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», в которую входит ПАО «Туполев», заключили контракт стоимостью 160 млрд руб на поставку 10 модернизированных Ту-160М2 до 2027 г.
Всего, как ранее заявлял замминистра обороны Юрий Борисов, будет заказано 50 штук Ту-160М2. Таким образом общая стоимость программы с учетом НИОКР и расходов на обновление производственных мощностей (эта статья составляет 37 млрд руб.) может составить более 900 млрд руб., а их производство на КАЗ будет осуществляться до середины 30-х гг. ХХI века.
На Ту-160М2 установят новую информационную систему управления, преимущество которой состоит в возможности сбора, обработки и вывода полетной информации в единой комплексной системе. Обновятся пилотажно-навигационное оборудование, бортовой комплекс связи, автоматическая бортовая система управления, бортовая радиолокационная станция, комплекс радиоэлектронного противодействия и др. Также будут усовершенствованы комплекс контроля и управления топливом и центровкой, система управления двигателями.
Поставки для Минобороны России легких военных самолетов
В прошлом году на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ) построили для проведения летных испытаний два самолета опытной партии Су-57 (Т-50) – истребителя пятого поколения.
В 2016 г. на КнААЗ началось изготовление истребителей Су-35С в рамках контракта на строительство 50 машин Су-35С для Министерства обороны России. Срок выполнения контракта – 2020-й год. План поставки на 2017 г. для ВКС России составил 10 истребителей поколения 4++ Су-35С.
Иркутский авиазавод в прошлом году изготовил суммарно около 30 самолетов Як-130 и Су-30СМ для Минобороны России, а также один опытный образец учебно-тренировочного самолета Як-152, созданного по заказу российских военных.
16 фронтовых бомбардировщиков Су-34 построено на Новосибирском авиазаводе. Общее количество Су-34, сданных по всем контрактам, включая опытные и предсерийные образцы, достигло к началу 2018 г. 113 машин.
В начале 2017 г. президент ОАК Юрий Слюсарь заявил, что на авиазаводах ОАК в рамках госборонзаказа в 2015 г. было построено 97 машин, а в 2016 г. – 73 самолета. «В будущем гособоронзаказ будет несколько снижаться, потом, мы надеемся, на каком-то уровне будет стабилизирован», – добавил Ю.Слюсарь.
Суммируя, получаем, что в прошедшем году для Минобороны России было построено немногим более 60 тяжелых и легких машин, включая опытные образцы.
Экспортные поставки легких военных самолетов
В прошлом году состоялся перегон в Китай десяти очередных истребителей Су-35, поставленных по контракту, заключенному в ноябре 2015 г. Самолеты были построены на авиазаводе им. Ю.А.Гагарина в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ, филиал ПАО «Компания «Сухой»). К началу 2018 г. Китай получил суммарно 14 истребителей Су-35 из 24 заказанных по контракту. Оставшиеся десять Су-35 будут построены и отправлены в КНР в 2018 г.
В 2017 г. Корпорация «Иркут» продолжила поставки машинокомплектов самолетов Су-30МКИ в Индию. По неофициальной информации, в 2017 г. количество машинокомплектов для лицензионной сборки в Индии не превысило пяти штук. Корпорации «Иркут» осталось поставить около 35 истребителей Су-30МКИ (машинокомплектов), производимых в Индии по российской лицензии.
По словам директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Дмитрия Шугаева, в 2017 г. исполнялся контракт на поставку двух самолетов Су-30СМ для ВВС Казахстана с комплектами средств обслуживания и наземного контроля, а также с комплексным тренажером самолета Су-30СМ. По официальной информации, два истребителя Су-30СМ для ВВС Казахстана заказчику в прошлом году поставлены.
На период 2016-2017 гг. были запланированы поставки последней партии самолетов Су-30МКИ(А), изготовленных на Иркутском авиазаводе, в Алжирскую Народную Демократическую Республику в рамках контракта, подписанного в 2015 г., на поставку 14 самолетов Су-30МКИ(А). В 2017 г. Алжир должен был получить 4 самолета последней партии.
В феврале 2017г. Мьянма получила первые три учебно-боевых самолета (УБС) Як-130 по контракту 2015 г.
В 2017 г. начались поставки истребителей МиГ-29М/М2 ВВС Египта. Сумма контракта на поставку 46 боевых машин МиГ-29М/М2 оценивается экспертами приблизительно в 2 млрд $. Вся партия истребителей МиГ-29М/М2 должна быть поставлена до 2020 г. Средний темп поставок, видимо, составит 5-6 самолетов МиГ-29М/М2 в 2017 г. и по 19-20 штук в год на протяжении последующих двух лет.
Суммируя все поставки на экспорт в 2017 г., получаем немногим более 30 боевых самолетов. Для сравнения: в 2016 г. поставки на экспорт тоже составили немногим более 30 машины.
В прошедшем 2017 г. суммарный выпуск военных самолетов на российских авиазаводах составил, видимо, немногим более 90 штук. Для сравнения: в 2016 г. в рамках гособоронзаказа и на экспорт построили 94 самолета.
Юрий Пономарев
Фото ПАО «ОАК»