Многообещающие отечественные авиационные проекты

Перспективные авиационные проекты, о которых общественность узнала в прошедшем 2017 г.

Средний военно-транспортный самолет (СВТС) Ил-276

Впервые широко о работах по проекту машины с обозначением Ил-276 заговорили осенью 2017 г. Однако необходимо сказать, что этот проект имеет почти тридцатилетнюю историю. В 90-е годы прошлого столетия на свет появился проект среднего ВТС Ил-214, затем в начале 2000-х годов он трансформировался в проект российско-индийского среднего транспортного самолета МТА, который в настоящее время заморожен. В 2014 г. руководство ОКБ им. С.В.Ильюшина предложило Минобороны России разработать технические требования к СВТС по российским стандартам без учета специфики проекта МТА. В 2016 г. Минобороны и Минпромторговли России согласовали проект тактико-технического задания перспективного СВТС. В настоящее время  в «ильюшинском» ОКБ ведется эскизное проектирование перспективной машины с использованием заделов по Ил-214 и МТА.

Предполагается, что только для Военно-транспортной авиации России может потребоваться около 50 машин Ил‑276. Всего на замену существующего отечественного парка самолетов Ан-12 необходимо более 100 машин. Стоимость программы по Ил-276 в целом пока не озвучена. Генеральный директор ПАО «Ил», вице-президент ОАК по транспортной авиации Алексей Рогозин заявил, что стоимость будет определена после начала работ по тактико-техническому заданию на производство Ил‑276. Ряд экспертов полагает, что стоимость разработки нового отечественного СВТС (с учетом мирового опыта) потянет на 1 млрд $ или около 60 млрд руб.

Крейсерская скорость полета самолета Ил-276 будет около 800 км/ч. При максимальной загрузке (20 т) дальность полета самолета Ил-276 составит 2 тыс км, перегоночная (максимальная) дальность полета машины определена в 7 тыс км. Финишным изготовителем СВТС Ил-276 выьран авиазавод «Авиастар» в Ульяновске.

По сообщению пресс-службы ЦАГИ, в декабре прошедшего 2017 г. в Институте был завершен очередной этап испытаний модели СВТС Ил-276. Работы проводились в дозвуковой аэродинамической трубе Т-102 ЦАГИ в рамках контракта с компанией «Ил». Целью исследований являлось определение аэродинамических характеристик модели самолета с механизированным крылом на режимах взлета и посадки. Важным моментом проведенных работ стало исследование влияния близости земной поверхности (в экспериментах ее имитировал экран) на взлетно-посадочные характеристики самолета.

Беспилотный летательный аппарат (БЛА) Ла-252

В прошедшем году НПО им. С.А.Лавочкина рассказало в отечественных СМИ о работах по БЛА Ла-252 «Аист», также была продемонстрировала масштабная модель летательного аппарата. Необходимо уточнить, что первая информация о летных испытаниях масштабной модели прототипа БЛА «Аист» появилась в конце 2016 г.

В конце 2017 г. перспективный высотный БЛА Ла-252 был задействован в проведении летных испытаниях на низких высотах, чтобы в дальнейшем приступить летным испытаниям на больших высотах. По утверждению разработчиков, проведенные в июле-сентябре 2017 г. испытания в основном подтвердили расчетные характеристики летательного аппарата за исключением характеристик высотного полета.

Беспилотный летательный аппарат Ла-252 имеет 23-метровое крыло, изготовленное из углеродных композиционных материалов. Средний вес одного квадратного метра планера «Аиста» составляет менее 3 кг. Взлетная масса БЛА – 125 кг. Ла-252 способен нести полезную нагрузку общей массой до 25 кг. БЛА, выполненный по традиционной самолетной схеме с несущим крылом большого удлинения, предназначен для полетов на высоте от 18 км до 22 км. Ла-252 сможет совершать длительный беспосадочный полет, подзаряжаясь от солнечного света. Вся верхняя поверхность крыла «Аиста» покрыта панелями солнечных батарей. БЛА совершает полет с помощью двух электродвигателей, вращающих воздушные винты. Ночью БЛА летает за счет подзаряжаемых днем аккумуляторных батарей.

По утверждению руководства НПО им. С.А.Лавочкина, создание Ла-252, которое ведется с 2012 г., было выполнено в основном за счет средств предприятия. Разработчики полагают, что сфера применения «Аиста» – это мониторинг нефтепроводов и газопроводов, оказание телекоммуникационных услуг, также ведение разведки в интересах военных. Управлять высотным БЛА «Аист», который может находиться в воздухе до 100 суток, можно через спутник.

Крылатая ракета (КР) воздушного базирования Х-50

Через зарубежную открытую печать стало известно, что в рамках Госпрограммы вооружения России на 2018-2027 гг. предусматривается развертывание серийного производства перспективной оперативно-тактической крылатой ракеты авиационного базирования под обозначением Х-50. Необходимо отметить, что информация о летных испытаниях КР Х-50 уже несколько раз появлялась в зарубежных СМИ в течение прошедших лет. Анализируя опубликованную информацию, можно предположить, что сведения о КР Х-50 попали в зарубежные СМИ с ведома Минобороны России, чтобы «супостат не расслаблялся».

По информации зарубежных СМИ, КР Х-50 («Изделие 715») разработана специалистами Государственного машиностроительного КБ «Радуга» им. А.Я.Березняка, расположенного в Дубне. Х-50 предназначена она для размещения во внутренних отсеках дальних бомбардировщиков Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160 на специальных вращающихся барабанах, также КР можно крепить на внешней подвеске. Масса КР – около 1,5 т. Дальность полета – более 1,5 тыс км со скоростью от 750 до 900 км/ч. Зарубежные СМИ сообщают, что «корпус ракеты длиной около 6 метров имеет сплюснутое поперечное сечение и боковые грани. Это уменьшает радиолокационную заметность КР во время полета и обеспечивает более эффективное использование объемов оружейного отсека бомбардировщика. КР Х-50 предназначена для поражения наземных объектов, в том числе укрепленных и хорошо защищенных.

Разработка КР Х-50 была начата в МКБ «Радуга», которое сейчас входит в концерн КТРВ, еще в начале 1990-х годов прошлого столетия, затем «заморожена», а потом «разморожена». Летные испытания КР Х-50 проводились в течение последних нескольких лет.

Юрий Пономарев

На снимке: модель БЛА Ла-252 "Аист"