Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
По мнению редакции сайта rusaviacluster.ru наиболее значимыми событиями, свершившимися в 2017 г., являются следующие достижения
Летные испытания перспективного авиалайнера МС-21-300
В воскресенье 28 мая на аэродроме Иркутского авиазавода был выполнен первый испытательный полет нового отечественного авиалайнера МС-21-300. Полет продолжался 30 минут и проходил на высоте 1 тыс м при скорости 300 км/ч. Лайнером управляли летчики-испытатели АО «ОКБ им. А.С.Яковлева, Герои России Олег Кононенко и Роман Таскаев. Первый опытный образец машины МС-21-300 оснащен американскими двигателями PW1431G-JM тягой 14,3 тс американской компании «Пратт-Уитни».
Авиалайнер МС-21 относится к семейству ближне- среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов, которое сейчас включает две модели: укороченный вариант МC-21-200 вместимостью 153 пассажира в одноклассной компоновке и базовый вариант MC-21-300 вместимостью 181 пассажиров в одноклассной компоновке. Самолет создается корпорацией «Иркут», входящей в Объединенную авиастроительную корпорацию.
Летные испытания гиперзвуковой крылатой ракеты «Циркон»
В марте начались летные испытания гиперзвуковой крылатой ракеты (КР) «Циркон» морского базирования. Испытание было проведено с наземного стартового комплекса.
По сведениям из открытых источников, головным предприятием по разработке ударного корабельного ракетного комплекса с гиперзвуковой КР «Циркон» (3М22) является «НПО машиностроения» в Реутове, входящее в АО «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения». Информация о тактико-технических характеристиках «Циркона» не сообщается. Скорость полета ракеты должна составить М=5-6 (около 6-7 тыс км/ч).
По информации зарубежных специализированных изданий, ракета «Циркон» является гиперзвуковым вариантом российско-индийской КР «Брахмос-2» (BrahMos-2), которая в свою очередь создана на базе ракеты П-800 «Оникс» (экспортное наименование «Яхонт»). Максимальная скорость полета КР «Оникс» – М=2,6. Впервые модель гиперзвуковой КР «Брахмос-2» была продемонстрирована на выставке «АэроИндия–2013» в индийском Бангалоре.
По предположениям зарубежных экспертов, КР«Циркон» – это двухступенчатая ракета, в которой для набора скорости используется твердотопливный ракетный двигатель. После выключения твердотопливной установки включается прямоточный воздушно-реактивный двигатель со сверхзвуковой скоростью горения топлива в камере сгорания.
Первые сведения о начале разработки комплекса «Циркон» появились в отечественных и зарубежных СМИ на рубеже 2010 – 2011 гг. Полноценные летные конструкторские испытания КР «Циркон» первоначально намечались на 2014 г., затем их перенесли на 2015 г., потом на 2016 г. Однако в 2016 г. вновь пришлось вносить коррективы и передвигать летные испытания гиперзвуковой КР на 2017 г. Завершить разработку нового ракетного комплекса намечается до 2020 г.
Летные испытания нового двигателя для истребителя пятого поколения Су-57
5 декабря совершил первый полет истребитель пятого поколения Су-57 с новым турбореактивным двигателем, который сейчас имеет рабочее название «Изделие 30» или «двигатель второго этапа». Полет выполнил Герой России, заслуженный летчик-испытатель России, старший летчик-испытатель АО «ОКБ Сухого» Сергей Богдан. Продолжительность полета составила 17 минут.
Задействованный в испытаниях второй летный образец Су-57 был оснащен смешанной силовой установкой: двигателями АЛ-41Ф1 и «Изделие 30». Точные технические характеристики «Изделия 30» не называются. По оценкам экспертов, предположительно максимальная тяга «Изделия 30» без использования форсажной камеры составляет 10-11 тыс. кгс. Тяга на форсаже должна достигать 16-18 тыс. кгс. У нового двигателя значительно уменьшен удельный расход топлива не только на крейсерском режиме, но и в режиме форсажа.
Разработку «Изделия 30» ведет ОКБ им. А.М.Люльки, которое является московским филиалом ПАО «Уфимское машиностроительное производственное объединение (УМПО)». Головным изготовителем серийных «двигателей второго этапа» для Су-57 определено УМПО. Необходимо уточнить, что перспективный отечественный двигатель «Изделие 30» предназначен для установки не только на машине Су-57 (Т-50), но на других военных самолетах.
Юрий Пономарев
Фото с сайта topwar.ru
На фото: гипотетический внешний вид КР «Циркон»