Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В Министерстве промышленности и торговли России разработан проект обновленного программного документа «Стратегия развития авиационной промышленности России на период до 2030 г.»
В Минпромторговли существенно доработали уже существующий документ под тем же названием. «Усовершенствованный» документ опубликован на сайте министерства вместе с проектом правительственного распоряжения об его утверждении. Принять документ планируется до конца 2017 г.
В обновленном программном документе прописано, что «для сохранения статуса России как мировой авиационной державы в гражданском самолетостроении, помимо самолетов «Сухой Суперджет-100» и МС-21, необходимо создавать и другие современные типы воздушных судов».
Приоритетным проектом называется программа по созданию российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС), который совсем недавно получил обозначение CR929.
В отношении самолетов в «Стратегии…» поставлена задача по созданию «регионального самолета с повышенными взлетно-посадочными характеристиками и улучшенными экологическими показателями, электрического самолета, а также самолета малых воздушных линий со сниженными требованиями к условиям базирования (в т.ч. вертикальным взлетом-посадкой)». Разработчики программного документа считают, что необходимо создать легкий деловой реактивный самолет с высоким уровнем комфорта, специализированные воздушные суда для сельскохозяйственных работ, санитарной авиации, пожаротушения и спасательных работ.
По вертолетам сказано следующее: «…существующий перечень производимых российским авиапромом вертолетов необходимо пополнить перспективным тяжелым вертолетом, легким и средним коммерческими вертолетами, скоростным вертолетом и конвертируемым винтокрылым летательным аппаратом».
Следует отметить, что ряд перечисленных проектов уже находится в стадии научно-исследовательских работ (НИОКР). Это программы по легкому многоцелевому вертолету VRT500, среднему транспортному вертолету RACHEL.
В «модернизированном» варианте проекта в качестве перспективных также названы работы по созданию тяжелого рампового транспортного самолета, самолета-амфибии и экранопланов различных классов, беспилотных систем для связи, мониторинга и транспортировки грузов.
В новом варианте «Стратегии…» сказано о намерениях по снижению финансирование авиационной промышленности из госбюджета. Декларируется, что объемы финансирования будут поэтапно сокращаться, а параллельно должно происходить внебюджетное финансирование. На первом этапе государство будет обеспечивать предприятия отрасли средствами в размере 55–65% от запрашиваемых сумм, на втором – 50%, на третьем – меньше половины.
В проекте «Стратегии…» определены конкретные показатели по отечественной авиапромышленности на перспективу. В частности, доля гражданской авиатехники в общем объеме выпуска продукции отрасли должна вырасти с 21,3% в 2016 г. до 38,5% в 2030 г. Доля российских производителей самолетов гражданского назначения должна увеличится на мировом рынке приблизительно с 2% до 8%. Объемы производства на предприятия авиапромышленности к 2030 г. должны стать больше на 90,3% по сравнению с нынешним уровнем, планируется, что производительность труда должна увеличиться на 154%.
Перефразируя русскую поговорку можно сказать так: «Устами чиновников да мед пить». Стоит сказать, что чиновники из другого ведомства (Министерства транспорта) заявили, что прежняя стратегия развития авиапромышленности реализована только частично.
Юрий Пономарев
На снимке: рисунок российско-китайского авиалайнера CR929