20 октября 2017 г. Школе летчиков-испытателей (ШЛИ) им. А.В.Федотова авиапромышленности исполняется 70 лет

 

Накануне юбилея обозреватель сайта попросил начальника ШЛИ Героя России, заслуженного летчика-испытателя России Александра Крутова рассказать о том, как сейчас живет и работает Школа

– Не секрет, что КБ и авиазаводы сейчас идут по пути наименьших затрат, приглашая на работу военных летчиков-испытателей из Ахтубинска, которые уволились из рядов Вооруженных сил. Отчасти поэтому вы и не набираете много человек. Если дирекция авиазавода направляет к вам летчика, гарантируя оплату за его обучение, вы можете отклонить его кандидатуру?

– Да, можем, если считаем, что он не соответствует по профессиональной подготовке. К сожалению, это сейчас плохо работает. Сейчас учатся весьма возрастные летчики. Предприятию что нужно: чтобы был опытный летчик, да к тому же с квартирой. Сейчас у нас обучаются люди в возрасте, ранее летавшие в ВВС.

Когда я учился в Школе, у нас было ограничение по возрасту – 28 лет. В моей группе был только один человек старше 28 лет.

По нынешним документам ограничение по возрасту при приеме в ШЛИ – 35 лет. Однако в документе сказано: «как правило, не старше 35 лет». Но если такая формулировка, то к нам приходят в возрасте старше 35 лет. И мы принимаем 40-летних, так как кандидат в слушатели неплохо летает и завод платит за его обучение.

– Если не секрет, сколько сейчас стоит обучение в ШЛИ одного летчика-испытателя для авиазавода, который производит транспортные самолеты?

– В районе 6-7 миллионов рублей. Для КБ почти 20 миллионов рублей, потому что летчик-испытатель КБ проходит подготовку на пяти летательных аппаратах разных типов.

Сейчас сколько обучается человек? Сколько времени длится курс обучения? Для КБ кто-нибудь есть?

– Сейчас учиться пять человек. Все они будут работать на авиазаводах. Срок обучения – один год. В прошлом году у нас училось 11 человек, а до этого в среднем по 7-8 человек в год.

– В советское время в ШЛИ готовили летчиков-универсалов, которые могли летать на всех типах самолетов и на винтокрылых машинах. Сейчас таких летчиков-испытателей готовят или это очень дорого, что никому не потянуть?

Да, готовим. Для КБ и авиазаводов разные программы обучения, а для подготовки летчиков-испытателей для ЛИИ существует еще одна программа обучения. Их программа обучения самая дорогая. Мы готовим для ЛИИ летчиков-испытателей-универсалов, которые подготовлены испытывать тяжелые и легкие самолеты, а также вертолеты.

– За прошедшие пять лет, в течение которых вы руководите ШЛИ, сколько подготовлено летчиков-испытателей для ЛИИ?

– Четыре летчика-испытателя и один штурман-испытатель. В 2014 г. мы выпустили  летчика-испытателя Виктора Томбак и штурмана-испытателя Андрея Овсянникова. В 2015 г. ШЛИ окончили летчики Георгий Кочкарев и Игорь Турик, а в 2016 г. – Денис Плаксин. Кстати, Денис из известной династии Плаксиных. Его отец Владимир Васильевич и дед Василий Денисович были летчиками-испытателями и оба работали в ЛИИ.

– За прошедшие пять лет, что нового появилось в наземной подготовке?

– На этот вопрос обстоятельно может ответить мой заместитель по науке, кандидат технических наук Елена Владимировна Данилевич.

Е.Данилевич: Сразу скажу, что количество часов теоретического курса не сократилось. Наука у нас не убыла. По–прежнему в ШЛИ преподают опытные специалисты научного куста ЛИИ. За прошедшие пять лет был модифицирован тренажер вертолета Ми-8, появился новый тренажер самолета Як-18Т, интерактивные доски и др.

На тренажерную подготовку отводиться 50 часов. Слушатели тренируются по соглашению с различными фирмами на их тренажерах. В частности, на тренажере самолета «Сухой Суперджет-100» компании «Гражданские самолеты Сухого», на тренажерах ЦНТУ «Динамика» и др. На тренажерах отрабатывают те режимы, которые слушателям предстоит выполнить в полете. После этого они должны подготовить курсовые работы по ряду тем.

– Александр Валерьевич, что вам удалось сделать значительного за прошедшие пять, что вы работаете на посту начальника ШЛИ? И что не удалось?

Удалось сделать так, что летчики-инструкторы ШЛИ не только занимаются подготовкой слушателей, но и работают в ЛИИ, летают на испытания. Раньше, к сожалению, летчики-инструкторы Школы не летали на испытания.

Не удалось, так же как моему предшественнику на этом посту Владимиру Григорьевичу Кондратенко, добиться приемлемого финансирования Школы. Школа не получила поддержки от государства. Подготовка летчиков-испытателей – задача государственной важности. Остались проблемы с кадрами, техникой.

– Сейчас удается восполнять убыль среди летчиков-испытателей в авиапромышленности?

Этим вопросом занимается мой заместитель по гражданской авиации, кандидат технических наук Василий Иванович Ахрамеев.

В.Ахрамеев: В своих аналитических расчетах мы исходили из объемов летных испытаний, которые определены госпрограммами. Анализ статистических данных по количеству и возрасту летчиков-испытателей отечественного авиапрома показывает, что уже сейчас необходимо готовить по 20 летчиков-испытателей в год, а не по пять или десять, как сейчас. Сейчас наблюдается очень возрастной летно-испытательный состав в авиапромышленности. Средний возраст летно-испытательного состава экспериментальной авиации, а это суммарно 395 человек на всю страну, на 2016 г. – 55 лет. В возрасте до 35 лет – 6 человек, до 40 лет – 18 человек, до 50 лет – 54 летчика. К 2025 г. на пенсию выйдут 46 человек. Расчеты показывают, что необходимый объем подготовки летчиков-испытателей с 2017 г. по 2025 г. составляет 150 человек. Необходимо готовить по 20 летчиков-испытателей ежегодно.

–Александр Валерьевич, скоро состоится выпуск в ШЛИ?

Выпуск состоится в конце октября. Очередной выпуск приурочен к торжественному мероприятию, посвященному 70-летию ШЛИ, которое пройдет во Дворце культуры г. Жуковского 20 октября. На торжественном вечере собираемся вручать документ об окончании ШЛИ.

– Когда будет новый набор?

- Новый набор начнется в ноябре. Сейчас имеется одна твердая заявка на одного человека. Еще есть еще она заявка, но мы точно не уверены, будет ли он учиться или нет.

Юрий Пономарев

 

Фото из личного архива А.В.Крутова