Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Правительство России утвердило стратегию развития экспорта авиатехники гражданского назначения до 2025 г.
Документ под названием «Стратегия развития экспорта гражданской продукции авиационной промышленности Российской Федерации до 2025 г.» разработан в соответствии с федеральным законом от 24 июня 2014 г. № 172-Ф3 «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Новый документ разработан в Минпромторговли России и внесен в правительство, которое его утвердило. Соответствующее распоряжение правительства РФ за №1997-р появилось на свет 18 сентября 2017 г.
«Стратегией…» предусматривается проведение комплекса мероприятий по поддержке отечественных производителей продукции авиационного двигателестроения, агрегато- и приборостроения для получения заказов и осуществления поставок на экспорт. По существу утвержденный правительством документ дополнил обновленную стратегию развития авиапромышленности, одной из главных целей которой заявлено увеличение экспортных продаж в гражданском сегменте.
Декларируется, что цель разработанной новой «Стратегии...» заключается в стремлении обеспечить устойчивый рост экспорта гражданской авиатехники. В «Стратегии…» сказано, что государственная поддержка должна оказываться на всех этапах жизненного цикла продукции, поставляемой на экспорт, а приоритет предлагается отдавать продажам и послепродажному обслуживанию.
В документе, в частности, приведены следующие статистические данные: «мировой рынок продукции авиационной промышленности превышает $ 500 млрд. и является привлекательным для экспортной деятельности. По итогам 2016 г. общий объем продаж продукции отечественной авиационной промышленности составил 1,15 трлн. руб. или около $ 17,2 млрд. При этом на долю гражданской продукции в стоимостном выражении приходится около 17% общего выпуска отрасли или около $ 2,9 млрд. Основная часть гражданской продукции обеспечивается в самолетостроении (22%) и авиационном двигателестроении (24%), в вертолетостроении – не более 12%, а в авиационном приборо- и агрегатостроении – около 6%. Из 136 поставленных заказчикам в 2016 г. самолетов только 28 самолетов предназначены для гражданской авиации, из 169 поставленных вертолетов – 22 гражданских вертолета». Стоит напомнить, что в 2016 г. на предприятиях холдинга «Вертолеты России» изготовили 189 вертолетов.
Объем поставок авиационной продукции за рубеж в 2016 г. составил около $ 470 млн. За кордон поставлено 11 самолетов SSJ-100, а также 6 вертолетов (3 машины Ми-8, 2 штуки Ка-32А11ВС и один Ми-26ТС).
Разработано три варианта (оптимистичный, базовый и пессимистичный) развития процесса экспортных поставок и, в соответствии от развития событий по этим вариантам, будет осуществляться меры поддержки. Согласно оптимистичному варианту в 2018-2025 гг. за рубеж планируется поставить суммарно более 200 региональных самолетов «Сухой Суперджет-100» (SSJ 100) и ближне-стреднемагистральных авиалайнеров МС-21 на общую сумму в $ 7,65 млрд.
В документе признается, что конкурентоспособность ряда изделий отечественной авиатехники ограничена отсутствием сертификатов Европейского агентства по авиационной безопасности и Федеральной авиационной администрации США.
В рамках оптимистичного сценария общий объем средств господдержки оценивается в 73,7 млрд руб. Этот вариант предусматривает создание центра компетенций, который будет передавать воздушные суда иностранным авиакомпаниям на условиях льготного операционного и финансового лизинга за счет запуска программы субсидирования.
В соответствии с базовым вариантом из госбюджета в 2017–2022 гг. должно быть выделено 12,9 млрд руб. Также предполагается компенсация части затрат на формирование первоначального склада запасных частей для заказчиков, обеспечение средствами наземного обслуживания и др.
Пессимистичный сценарий предусматривает только нефинансовые меры поддержки экспорта.
Юрий Пономарев
На снимке: авиалайнер SSJ-100 ирландской авиакомпании «СитиДжет»
Фото АО «ГСС»