Правительство России приняло новый план по поддержке экспорта авиатехники гражданского назначения

Правительство России утвердило стратегию развития экспорта авиатехники гражданского назначения до 2025 г.

Документ под названием «Стратегия развития экспорта гражданской продукции авиационной промышленности Российской Федерации до 2025 г.» разработан в соответствии с федеральным законом от 24 июня 2014 г. № 172-Ф3 «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Новый документ разработан в Минпромторговли России и внесен в правительство, которое его утвердило. Соответствующее распоряжение правительства РФ за №1997-р появилось на свет 18 сентября 2017 г.

«Стратегией…» предусматривается проведение комплекса мероприятий по поддержке отечественных производителей продукции авиационного двигателестроения, агрегато- и приборостроения для получения заказов и осуществления поставок на экспорт. По существу утвержденный правительством документ дополнил обновленную стратегию развития авиапромышленности, одной из главных целей которой заявлено увеличение экспортных продаж в гражданском сегменте.

Декларируется, что цель разработанной новой «Стратегии...» заключается в стремлении обеспечить устойчивый рост экспорта гражданской авиатехники. В «Стратегии…» сказано, что государственная поддержка должна оказываться на всех этапах жизненного цикла продукции, поставляемой на экспорт, а приоритет предлагается отдавать продажам и послепродажному обслуживанию.

В документе, в частности, приведены следующие статистические данные: «мировой рынок продукции авиационной промышленности превышает $ 500 млрд. и является привлекательным для экспортной деятельности. По итогам 2016 г. общий объем продаж продукции отечественной авиационной промышленности составил 1,15 трлн. руб. или около $ 17,2 млрд. При этом на долю гражданской продукции в стоимостном выражении приходится около 17% общего выпуска отрасли или около $ 2,9 млрд. Основная часть гражданской продукции обеспечивается в самолетостроении (22%) и авиационном двигателестроении (24%), в вертолетостроении – не более 12%, а в авиационном приборо- и агрегатостроении – около 6%. Из 136 поставленных заказчикам в 2016 г. самолетов только 28 самолетов предназначены для гражданской авиации, из 169 поставленных вертолетов – 22 гражданских вертолета». Стоит напомнить, что в 2016 г. на предприятиях холдинга «Вертолеты России» изготовили 189 вертолетов.

Объем поставок авиационной продукции за рубеж в 2016 г. составил около $ 470 млн. За кордон поставлено 11 самолетов SSJ-100, а также 6 вертолетов (3 машины Ми-8, 2 штуки Ка-32А11ВС и один Ми-26ТС).

Разработано три варианта (оптимистичный, базовый и пессимистичный) развития процесса экспортных поставок и, в соответствии от развития событий по этим вариантам, будет осуществляться меры поддержки. Согласно оптимистичному варианту в 2018-2025 гг. за рубеж планируется поставить суммарно более 200 региональных самолетов «Сухой Суперджет-100» (SSJ 100) и ближне-стреднемагистральных авиалайнеров МС-21 на общую сумму в $ 7,65 млрд.

В документе признается, что конкурентоспособность ряда изделий отечественной авиатехники ограничена отсутствием сертификатов Европейского агентства по авиационной безопасности и Федеральной авиационной администрации США.

В рамках оптимистичного сценария общий объем средств господдержки оценивается в 73,7 млрд руб. Этот вариант предусматривает создание центра компетенций, который будет передавать воздушные суда иностранным авиакомпаниям на условиях льготного операционного и финансового лизинга за счет запуска программы субсидирования.

В соответствии с базовым вариантом из госбюджета в 2017–2022 гг. должно быть выделено 12,9 млрд руб. Также предполагается компенсация части затрат на формирование первоначального склада запасных частей для заказчиков, обеспечение средствами наземного обслуживания и др.

Пессимистичный сценарий предусматривает только нефинансовые меры поддержки экспорта.

Юрий Пономарев

На снимке: авиалайнер SSJ-100 ирландской авиакомпании «СитиДжет»

 

Фото АО «ГСС»