Инвестиции на авиационную науку решено значительно сократить

Уменьшение бюджетных средств вынудило Минпромторговли России перейти к проектному финансированию

Это означает, что финансовые  ресурсы, выделяемые из госбюджета, в ближайшей перспективе будут выделяться на конкретные авиационные проекты, такие, как создание ближне-среднемагистрального авиалайнера МС-21, вертолета средней грузоподъемности Ка-62, турбореактивного двигателя ПД-14 и модернизированного турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ и др.

Новые подходы к финансированию проектов из госбюджета разработаны на основании приказа Минэкономразвития России № 582, появившемся на свет год назад – 16 сентября 2016 г. В соответствии с утвержденным в правительстве документом, подготовлен обновленный вариант государственной программы «Развитие авиационной промышленности России на  2013-2025 годы». В новом варианте предусмотрено значительное сокращение ассигнований из госбюджета особенно в рамках  подпрограммы «Авиационная наука и технологии»: с 191 млрд руб (предыдущий вариант) до 61 млрд руб (новый вариант).

Можно с большой долей уверенности предполагать, что из-за почти трехкратного уменьшения выделяемых средств ранее предусмотренные инвестиции на научно-исследовательские и поисковые исследования будут направлены в основном на проведение опытно-конструкторских работ (ОКР) в рамках ныне осуществляемых авиационных проектов, которые обозначены в подпрограммах «Самолетостроение», «Вертолетостроение», «Авиационное двигателестроение»,

Руководство Мипромторговли считает, что новый подход, широко применяемый на Западе, позволит сделать процесс управления инвестициями более эффективным. На лицо признание факта, что в «тучные времена» при более значительных ассигнованиях из бюджета деньги использовались неэффективно. В частности, такой проект в вертолетостроении, как разработка вертолета Ка-62, оказался весьма затянутым по времени, что, естественно, приводит к перерасходу ранее выделенных средств.

У нового подхода к финансированию авиационной науки есть весьма существенный изъян: выделение малыми долями средств на науку приведет в конечном итоге к технологическому отставанию отрасли от ведущих авиастроительных стран мира через 10-15 лет. Ведущие авиастроительные компании мира ведут широким фронтом исследования по поиску новых прорывных технологий. Например, странами Европейского союза (ЕС) сейчас осуществляются поисковые исследования по многим перспективным направления и, в частности, по авиации и космосу, в рамках научно-исследовательской и инновационной программы «Горизонт-2020» с бюджетом почти в 80 млрд евро, рассчитанную на семь лет ( 2014-2020 гг.).

В ЦАГИ существует Центр компетенции в области создания сверхзвуковых пассажирских самолетов (СПС) нового поколения. На текущий момент сделан неплохой научно-технологический задел. Можно предполагать, что реализация проекта по отечественному СПС-2, который планировалось осуществить на рубеже 2025-2030 г., притормозится из-за скудного финансирования на научные исследования.

 

Юрий Пономарев