Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Холдинг «Вертолеты России» сертифицировал винтокрылую машину Ми-171А2 и приступил к серийному производству вертолетов Ми-38Т для военных, поставив задачу выпустить в 2017 г. не менее 200 вертолетов
Ми-171А2
В канун прошедшего Дня авиации Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало АО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля», которое входит в холдинг «Вертолёты России», переизданный сертификат типа вертолета Ми-171А, в который включена новая модель – машина Ми-171А2. Этот документ дает возможность приступить к серийному производству и началу коммерческих поставок винтокрылых машин модификации Ми-171А2.
Стоит сказать, что летные испытания Ми-171А2, в которых были задействованы четыре опытных образца вертолета, начались в сентябре 2014 г. Также еще два опытных образца машины задействовали в статических испытаниях. По информации пресс-службы холдинга, с начала 2017 г. на вертолете Ми-171А2 было выполнено более 200 полетов. Итогом проделанной работы стало завершение тестов по шести программам с оформлением актов дополнительных сертификационных испытаний. На авиасалоне МАКС-2017 вертолет Ми-171А2 выполнил восемь демонстрационных полетов без перерыва в программе сертификационных испытаний.
В настоящее время на Улан-Удэнском авиационном заводе завершается постройка трех первых серийных вертолетов Ми-171А2. Во время МАКС-2017 было подписано соглашение о передаче авиакомпании «ЮТэйр» двух первых серийных вертолета Ми-171А2 в опытную эксплуатацию. В подписанном документе обозначены намерения сторон по разработке технического задания и программы проведения опытной эксплуатации машин Ми-171А2 на базе авиакомпании «ЮТэйр» с последующим оформлением договора аренды этих вертолетов. Планируется, что два новых вертолета будут поставлены авиакомпании до конца 2017 г.
Машина Ми-171А2 должна стать в перспективе основной серийной моделью многочисленного семейства вертолетов марки Ми-8/17/171. Вертолет Ми-171А2, который является усовершенствованной версией семейства винтокрылых машин марки Ми-8/Ми-17, он оснащен двумя турбовальными двигателями ВК-2500ПС-03 с противопомпажной защитой, вспомогательной силовой установкой «Сафир» 5К/G. Двигатели ВК-2500ПС-03 имеют повышенную мощность и дополнительные режимы, по сравнению с устанавливаемыми на машинах семейства Ми-8/17 двигателями серии ТВ3-117ВМ.
Также на машине Ми-171А2 установлен комплекс цифрового бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) КБО-17, разработанный в Ульяновском КБ приборостроения, входящий в состав концерна «КРЭТ». В комплексе КБО-17 реализуется принцип так называемой «стеклянной кабины», когда вся основная полетная информация выводится на экраны цветных жидкокристаллических дисплеев.
По расчетам разработчиков, дальность полета Ми-171А2 с основными топливными баками составит 850 км, по сравнению с 610 км у вертолетов марки Ми-171. Также увеличится крейсерская скорость полета.
Ми-38T
Минобороны России и холдинг «Вертолеты России» летом нынешнего года подписали контракт на поставку двух многоцелевых вертолетов Ми-38Т. Военные должны получить вертолеты последовательно в 2018 г. и 2019 г. По заявлению заместителя министра обороны генерала Юрия Борисова, на сегодняшний день Минобороны планирует в рамках Государственной программы вооружений 2018–2025 гг. суммарно закупить порядка 15 машин марки Ми-38.
Юрий Иванович также сообщил, что о возможном создании медицинского варианта машины Ми-38 и модификации вертолета, предназначенной для ведения радиоэлектронной борьбы. «Все это предмет предстоящих переговоров и обсуждений с производителем», – добавил Ю.Борисов.
На недавно прошедшем выставочном форуме «Армия-2017» руководство холдинга «Вертолеты России» заявило, что на Казанском вертолетном заводе (КВЗ) приступили к сборке первой опытной машины в рамках контракта на поставку Минобороны России партии вертолетов Ми-38Т. Вертолет Ми-38Т для военных планируется оснастить топливной системой с защитой от взрыва, дополнительными топливными баками для увеличения дальности полета, специальными средствами связи и оборудованием для применения членами экипажа морских спасательных костюмов.
Также было сообщено, что опытный образец Ми-38Т, предназначенный для военных, будет задействован в совместных летных испытаниях на соответствие требованиям Минобороны. По результатам этих испытаний спланируют дальнейшие закупки вертолета марки Ми-38 для нужд Воздушно-космических сил РФ в рамках Государственной программы вооружений 2018-2025 гг.
Коммерческие авиакомпании пока не спешат приобретать транспортную машину Ми-38, сертифицированную в декабре 2015 г., после 12 лет с момента первого полета на режиме висения. Чтобы гражданские эксплуатанты проявили повышенный интерес к вертолету Ми-38, в первую очередь необходимо довести ресурс установленного на машине двигателя ТВ7-117В до 6 тыс часов. Сейчас ресурс мотора составляет около 2 тыс часов. По словам руководителя холдинга «Вертолеты России» Андрея Богинского, «Объединенная двигателестроительная корпорация постоянно занимается увеличением ресурса по двигателю ТВ7-117, разработана программа, которая реализуется и финансируется».
Сертифицировать пассажирскую версию машины Ми-38 планируется осуществить до конца 2017 г. По словам генерального директора холдинга «Вертолеты России» А.Богинского, в перспективе возможно создание арктической и офшорной версий Ми-38. «Это вопрос времени, денег и количества внесенных изменений. Мы проводим работу с нашими отечественными нефтегазовыми компаниями, чтобы заинтересовать их», – сказал руководитель вертолетного холдинга.
Серийное производство
Руководство холдинга «Вертолеты России» недавно заявило, что в 2017 г. на предприятиях, входящих в холдинг, запланирована постройка и поставка более 200 новых вертолетов, порядка 100 из них изготовят в интересах российских силовых структур, а более 70 вертолетов предназначены для поставок гражданским заказчикам. Они пойдут как на российский рынок, так и на зарубежный. Доля экспорта холдинга «Вертолеты России» в 2017 г. составит 40%, как и в прошлом 2016 г.
Ранее А.Богинский сообщил, что в 2017 г. холдинг планирует поставить своим заказчикам 220 вертолетов. Стоит напомнить, что в 2016 г. на предприятиях холдинга изготовили 189 вертолетов, а в 2015 г. – 212 винтокрылых машин.
Юрий Пономарев
Фото холдинга «Вертолеты России»