Статус главных отечественных вертолетных программ накануне открытия МАКС-2017

На МАКС-2017 продемонстрируют новейшие отечественные вертолеты: Ка-52К, Ми-38, Ми-171А2, Ми-28НМ и др.

По сообщению пресс-службы холдинга «Вертолеты России», в статической экспозиции авиасалона запланировано показать практически весь модельный ряд холдинга «Вертолеты России»: машины гражданского назначения «Ансат», Ка-32А11ВС, Ми-8АМТ и Ми-38, а также военные вертолеты Ми-171Ш-ВН, Ми-17В-5, Ка-52, Ми-35М, Ми-28НЭ и Ми-26Т2. Порядка 10 вертолетов марок «Ми» и «Ка» задействуют в пролете строем, также предусмотрен индивидуальный пилотаж вертолетов Ми-26Т2, Ми-35М, Ми-28НЭ и «Ансат». В парном пилотаже примут участие новейшие винтокрылые машины Ми-38 и Ми-171А2. Стоит отметить, что летающий опытный образец вертолета средней грузоподъемности Ка-62 не примет участие в МАКС-2017, т.к. сейчас проходит программу заводских летных испытаний на авиазаводе в Арсеньеве (Приморский край).

Вертолет Ка-52К выиграл тендер

В прошедшем июне официально было заявлено, что холдинг «Вертолеты России» стал победителем в тендере на поставку боевых ударных вертолетов Ка-52К для ВМС Египта. Сейчас идет процесс подготовки контракта. Ожидается, что Минобороны Египта приобретет около 20 штук вертолета палубного базирования Ка-52К. Необходимо сказать, ангары вертолетоносцев типа «Мистраль» ВМС Египта, названные «Гамаль Абдель Насер» и «Анвар ас-Садат», построены под российские вертолеты. Всего на кораблях типа «Мистраль» размещается 16 вертолетов, в комбинации 8+8 (восемь боевых Ка-52К и восемь транспортных Ка-27/29), но эта комбинация может меняться в зависимости от поставленных задач.

Сейчас в России продолжаются летные испытания корабельного варианта вертолета Ка-52 – машины Ка-52К, которые планируется завершить до конца 2019 г. Испытания Ка-52К намечено провести на кораблях ВМФ России четырех разных типов.

Всего в летных испытаниях задействовано четыре корабельных вертолета Ка-52К. Руководители холдинга «Вертолеты России» надеются заключить договор с Минобороны России на поставку крупной партии машин Ка-52К в 2019 г.

Испытания боевой машины Ми-28НМ

В октябре прошлого года начались летные испытания усовершенствованного ударного вертолета Ми-28НМ. По заявлению заместителя генерального директора холдинга «Вертолеты России» Игоря Чечикова, завершение опытно-конструкторских работ по проекту Ми-28НМ запланировано на 2017 г.

На вертолете Ми-28НМ установлен новый комплекс навигации и разведки. На Ми-28НМ также установлена надвтулочная РЛС типа Н025. Количество одновременно сопровождаемых/обстреливаемых целей – 10/2. В режиме «воздух-поверхность» РЛС Н025 осуществляет картографирование поверхности, обнаруживает движущиеся наземные и воздушные цели, измеряет дальность до целей и др. Специалисты концерна «Радиоэлектронные технологии (КРЭТ)» создали для вертолета лазерную станцию подавления, обеспечивающую защиту вертолета Ми-28НМ от ракет.

Машина Ми-28НМ получила дублированную систему управления, благодаря которой штурман-оператор сможет тоже управлять вертолётом. Крейсерская скорость Ми-28НМ, по сравнению с предыдущей модификацией, повышена на 13% за счет применения новых лопастей несущего винта. Поставки вертолета Ми-28НМ для Минобороны России намечено начать в 2018 г.

Сертификационные испытания вертолета Ми-171А2

Холдинг «Вертолеты России» планирует получить сертификат типа на усовершенствованный вертолет средней грузоподъемности Ми-171А2 в августе нынешнего года. С момента начала летных испытаний машины Ми-171А2 прошло три года. Напомним: первое подъем в воздух (на режиме висения) вертолета Ми-171А2 (ОП-1) состоялся в подмосковном Томилино 25 августа 2014 г., а в ноябре 2014 г. вертолет приступил к полетам по полномасштабной программе летных испытаний.

В настоящее время на Улан-Удэнском авиационном заводе завершается постройка первого серийного вертолета Ми-171А2, еще три машины находятся на авиазаводе в разной степени готовности. Намечено передать заказчику установочную партию из первых четырех серийных Ми-171А2 до конца 2017 г. Машина Ми-171А2 должна стать в перспективе основной серийной моделью многочисленного семейства вертолетов марки Ми-8/17/171.

Вертолет Ми-171А2, который является усовершенствованной версией семейства винтокрылых машин марки Ми-8/Ми-17, оснащен двумя турбовальными двигателями ВК-2500ПС-03 с противопомпажной защитой, вспомогательную силовую установку «Сафир» 5К/G. Двигатели ВК-2500ПС-03 имеют повышенную мощность и дополнительные режимы, по сравнению с устанавливаемыми на машинах семейства Ми-8/17 двигателями серии ТВ3-117ВМ.

На машине Ми-171А2 установлен комплекс цифрового бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) КБО-17, разработанный в Ульяновском КБ приборостроения, входящего в состав концерна «КРЭТ». В комплексе КБО-17 реализуется принцип так называемой «стеклянной кабины», когда вся основная полетная информация выводится на экраны цветных жидкокристаллических дисплеев.

По расчетам разработчиков, дальность полета Ми-171А2 с основными топливными баками составит 850 км, по сравнению с 610 км у вертолетов марки Ми-171. Также увеличится крейсерская скорость полета.

Первые серийные вертолеты Ми-38

Сейчас в компании «Миль» работают над военной версией многоцелевого вертолета средней грузоподъемности Ми-38 в соответствии с техническим заданием Минобороны России. Первые серийные машины Ми-38, которые построят на Казанском вертолетном заводе, должны получить военные.

Авиакомпании пока не спешат приобретать транспортную машину Ми-38, сертифицированную в декабре 2015 г., после 12 лет с момента первого полета на режиме висения. Чтобы гражданские эксплуатанты проявили повышенный интерес к вертолету Ми-38, в первую очередь необходимо довести ресурс установленного на машине двигателя ТВ7-117В до 6 тыс часов. Сейчас ресурс мотора составляет около 2 тыс часов. По словам руководителя холдинга «Вертолеты России» Андрея Богинского, «Объединенная двигателестроительная корпорация постоянно занимается увеличением ресурса по двигателю ТВ7-117, разработана программа, которая реализуется и финансируется».

Статистика показывает, что в последние годы из-за кризиса в нефтяной отрасли значительно уменьшился спрос на винтокрылые машины, аналогичные Ми-38, В частности, американская компания «Сикорский» продала в прошлом 2016 г. только 7 машин S-92 «Хелибас» (сертифицирован в 2002 г.), а в 2015 г. поставила заказчикам – 16 вертолетов марки S-92.

Юрий Пономарев

Фото автора

На снимке: вертолет Ми-171А2