Государственный оборонный заказ постепенно поставит вертолетостроительную отрасль в трудное положение

Уменьшение объема поставок вертолетов для Минобороны России в ближайшие годы скажется на производстве вертолетов на предприятиях холдинга «Вертолеты России»

В целом на предприятиях, входящих в холдинг «Вертолеты России» планируется построить в 2017 г. около 200 винтокрылых машин. Суммарно на вертолетных заводах России в прошлом году было построено 189 винтокрылых машин. Соотношение по изготовленным 189 машинам приблизительно такое: 2/3 военных и 1/3 гражданских вертолетов. Следует заметить, что объемы производства вертолетов на предприятиях холдинга «Вертолеты России» в 2016 г. не смогли сохраниться на уровне 2015 г. (212 вертолетов). На протяжении последних трех лет идет снижение объемов производства отечественных вертолетов приблизительно от 10% до 20% за год. Добавим, что в течение последних лет российские военные ежегодно в среднем получали в рамках гособоронзаказа по 60-70 вертолетов.

По официальным данным, в 2016 г. у холдинга «Вертолеты России» ухудшились финансовые показатели: выручка уменьшилась на 2,5%, составив 214,4 млрд руб., а прибыль – на 61,1%, достигнув уровня в 16,2 млрд руб. Выручка сократилась в основном из-за сжатия сегмента продаж: в 2016 г. компания заработала на поставках вертолетов 165,7 млрд руб., что на 6,4% меньше, чем годом ранее. Выручка в сегменте услуг и техобслуживания, напротив, увеличилась на 18,2%, достигнув 45,3 млрд руб.

Очевидно, что холдингу «Вертолеты России» придется искать новые рынки сбыта для своей продукции. Эксперты предполагают, что упор в работе руководящих структур холдинга будет сделан дальнейшее развитие военно-технического сотрудничества и увеличение продаж винтокрылых машин на внешний рынок, работу с потенциальными покупателями на внутреннем рынке, а также на реструктуризацию отрасли.

В настоящее время наиболее крупные экспортные контракты на военные вертолеты выполняют два предприятия: «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина» (ААК «Прогресс») и вертолетный завод в Ростове-на-Дону «Роствертол».

Предприятие «Прогресс» загружено заказами на винтокрылую машину марки Ка-52 «Аллигатор». Согласно подписанному контракту, авиация ВМС Египта получит 46 вертолетов Ка-52 «Аллигатор». Первую партию Ка-52 запланировано изготовить в начале 2017 г. Всю партию вертолетов поставят в Египет до 2020 г. В 2017 году объем производства в Арсеньеве вырастет до 50 вертолетов в год. Ожидается заключение контракта с Египтом на палубный вариант вертолета Ка-52 – машину Ка-52К «Катран» (16-20 штук).

На «Роствертоле» строят ударные вертолеты Ми-28Н и многоцелевые боевые вертолеты Ми-35М, которые пользуются стабильным спросом на внутреннем и внешних рынках: в 2012- 2014 гг. поставлено около 140 единиц этой вертолетной техники, в 2015 г. – 28 вертолетов. Согласно прогнозам, в период 2016-2018 гг. ожидаемый объем поставок составит более 120 вертолетов.

До 2018 г. Россия поставит Нигерии 12 вертолетов Ми-35М. В 2016 г. Нигерия получила два Ми-35М в рамках этого контракта. Ударные вертолеты Ми-28НЭ поставляются Алжиру и Ираку. В 2016 г. алжирцы получили шесть вертолетов Ми-28НЭ. В течение прошедшего года Ирак получил три вертолета Ми-35М и 10 Ми-28НЭ.

Из самых «свежих» контрактов Минобороны России на вертолеты – это заказ на покупку десяти легких учебно-тренировочных вертолета «Ансат-У». Вертолеты должны быть поставлены до 10 ноября 2017 г. Общая стоимость заказа – 2,75 млрд руб. Сейчас российские военные эксплуатируют около 40 вертолетов «Ансат-У».

По вертолетам гражданского назначения стоит назвать заключение контрактов на поставку ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК)» 29 машин, среди которых 10 Ми-8МТВ-1, затем 13 машин Ми-8АМТ и шесть вертолетов «Ансат». Планируется, что большая часть из 29 винтокрылых машин будет передана заказчикам в 2017 г.

Стоит напомнить, что правительство России предоставило в 2016 г. ПАО «ГТЛК» инвестиции в виде ассигнований из федерального бюджета в размере 3,847 млрд руб. для софинансирования приобретения 29 вертолетов отечественного производства для пополнения авиапарка российских авиакомпаний.

В планах холдинга «Вертолеты России» – выпуск по лицензии вертолетов средней грузоподъемности итало-британской компании Агуста Уэстленд (AgustaWestland) AW189. По планам руководства «Вертолеты «России», на Казанском вертолетном заводе будут строить планер вертолета AW189. в Перми – изготавливать редукторы, на «Роствертоле» – выпускать лопасти несущего винта, а в Ступино – рулевой винт. Финишная сборка будет осуществляться в цехах СП «ХелиВерт» в подмосковном Томилино.

Согласно представленным планам, изготовление оснастки и начало работ по изготовлению вертолетов AW189 намечено выполнить к 2022 г. Постройка лицензионных машин AW189 намечено осуществлять до 2025 г. Вертолеты AW189 для России будут изготавливаться в соответствии с подписанным 29 декабря 2014 г. соглашением о стратегическом партнерстве между АО «НК «Роснефть», госкорпорацией «Ростех» и итальянским концерном «Финмекканика» (Finmeccanica). Заметим, что сейчас «Финмекканика» называется «Леонардо» (Leonardo). Вертолеты марки AW189 лицензионной сборки собирается приобрести АО «НК «Роснефть» в первую очередь для работы на шельфе.

 

Юрий Пономарев