Аварии и катастрофы в гражданской авиации России в 2016 г.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) считает, что прошлый год стал рекордным по количеству авиапроисшествий за последние 25 лет

Согласно данным МАК, в 2016 г. в России и странах СНГ в сфере гражданской авиации государств-участников межгосударственного соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства произошло 63 авиационных происшествия (АП), в том числе 28 катастроф, в которых погибли 74 человека. В коммерческой авиации произошло 28 АП, в том числе 11 авиакатастроф, в которых погибло 44 человека, в авиации общего назначения (АОН) – 35 авиационных происшествий, из них 17 авиакатастроф, в которых погибли 30 человек. По государственной принадлежности воздушных судов (ВС) наибольшее число АП пришлось на Россию – 52 случая, из которых 23 авиакатастрофы, унесших жизнь 59 человек.

Следует сказать, что в итоговом годовом отчете МАК не учитываются две авиакатастрофы с самолетами, которые принадлежали госструктурам: транспортной машины Ил-76 МЧС России, разбившейся при тушении природного пожара (10 погибших) в Иркутской области, и пассажирского самолета Ту-154М Минобороны России под Сочи (92 погибших).

Cогласно данным Ространснадзора, в отечественной гражданской авиация статистика по АП такая: за последние три года количество АП увеличилось более чем на 24%. В 2016 г. с российскими ВС произошло 52 авиационных происшествия: 23 катастрофы и 29 аварий. Для сравнения: в 2015 г. было зафиксировано 41 АП, из них 20 катастроф и 21 авария. Таким образом, рост АП в России составил 26,8%.

Ространснадзор отмечает ухудшение показателей, связанных с безопасностью полетов отечественных воздушных судов АОН в течение 2016 г. По сравнению с 2015 г. общее количество АП в АОН в 2016 г. увеличилось на 24,1%, а количество катастроф выросло на 13,3%, аварий – увеличилось на 35,7%. Вместе с тем количество погибших в прошлом году в авиакатастрофах в АОН уменьшилось на 9,1% по сравнению с 2015 г.

Самая крупная по количеству жертв авиакатастрофа в АОН произошла 22 октября 2016 г., когда вертолет Ми-8 авиакомпании «Скол» совершил жесткую посадку в 80 км северо-западнее населенного пункта Уренгой Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Вертолет перевозил 22 вахтовиков с Сузунского месторождения в Красноярском крае в Новый Уренгой. Жертвами авиакатастрофы стали 19 человек из 22 находившихся на борту винтокрылой машины.

По предварительной оценке специалистов МАК, в 2016 году 11 из 12 авиационных происшествий с вертолетами связаны с ошибками экипажа при пилотировании, потерей контроля за положением ВС в сложных погодных условиях, а также с недостаточной подготовкой пилотов для выполнения конкретных задач. Статистика показывает, что 33% АП с вертолетами произошли при выполнении взлета или на режиме висения, когда происходила просадка винтокрылой машины с последующим столкновением с землей.

По данным МАК, в целом по России и странам СНГ количество авиационных происшествий и катастроф с вертолетами за последние три года выросло в 1,5 раза. По утверждению специалистов МАК, в последнее время около 94% АП c самолетами и вертолетами обусловлены человеческим фактором.

 

Юрий Пономарев