Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Правительство вновь внесло изменения в Комплексную программу развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г.
Правительством России в конце июня 2022 г. была принята Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 г. На программу планируется выделить из госбюджета 770 млрд. руб. Прошло несколько месяцев и в федеральную программу внесли изменения.
На официальном сайте правительства РФ было опубликовано распоряжение № 2259-р от 22 августа 2023 г., согласно которому внесли изменения в принятую 25 июня 2022 г. Комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 г. (в настоящее время называется Комплексной программой развития авиационной отрасли).
Прошло менее года и правительство РФ внесло в мае нынешнего года новые коррективы (в сторону уменьшения) в Комплексную программу. Ранее руководство госкорпорации (ГК) «Ростех» и его дочерней Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) официально признали, что не смогут обеспечить поставки новых гражданских пассажирских самолетов в сроки, определенные «Программой развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г.», принятой правительством летом 2022 г.
Из распоряжения правительства, закрепляющего изменения в Комплексную программу развития авиаотрасли до2030 г., по основным моделям пассажирских самолетов следует, что первые поставки импортозамещенных ближнемагистральных самолетов SJ-100 только в 2026 г. (можно предположить, что связано с неготовностью двигателя ПД-8), когда компания «Яковлев» должна будет изготовить 30 машин. В последующие годы планируется выпуск по 28 авиалайнеров SJ-100 в течение года. Кстати, по словам руководителя ГК «Ростех» С.Чемезова, самолет SJ-100 планируют переименовать в «Як».
Согласно новой редакции Комплексной программы первые девять самолетов МС-21-310 должны быть поставлены отечественным авиакомпаниям в 2025 г.
Сроки поставки первых региональных турбовинтовых самолетов Ил-114-300 сдвинулись с 2024 г. на 2026 г. Вместо 70 серийных бортов российские авиакомпании получат 51 машину Ил-114-300 до января 2031 г.
Увеличен план по выпуску до конца декабря 2030 г. широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов Ил-96-300: с 12 до 14 штук. Производственная программа по годам остается почти неизменной, однако в ближайшие два года будет построено по одному авиалайнеру, а не два, затем должен начаться рост объемов изготовления. Руководство ОАК уверено, что в дальнейшем наверстает снижение в изготовлении авиалайнеров Ил-96-300. О перспективной машине Ил-96-400М, которая существует в одном экземпляре, в скорректированной программе нет ни слова.
Согласно новой редакции Комплексной программы, суммарно до 31 декабря 2030 г. запланировано производство 990 самолетов, вместо 1081 машины, кА планировалось в 2022 г.
Стоит сказать, что эксперты обратили внимание на такой фактор: средний коэффициент занятости пассажирских кресел в 2023 г. достиг исторического максимума в 87,6%, а в первые три месяца 2024 г. вырос до 87,7%. Также эксперты отметили, что на коэффициент загрузки перестал действовать фактор сезонности, он стал ровным по всему году. Из этих показателей специалисты делают вывод, что высокий уровень загрузки пассажирских кресел указывает на дефицит провозных мощностей в авиакомпаниях.
Юрий Пономарев
Фото ОАК